Стихи - это

чистое небо

Над нашею

грешной землей.

А.Виноградова

 

 

 

 

 

       Великий Гораций говорил: «Ни старанье без божьего дара, ни дарованье без школы хороших плодов не приносит». Поскольку наш город дал стране признанных, очень хороших поэтов и прозаиков, то я уверена, что в Никополе были не только дарования, но и хорошая школа литературного творчества. К сожалению, ушли уже из жизни те, кто эту школу создавал еще в 30-е года ХХ столетия.

       Мне рассказывал А.С.Корниенко, который сам несколько лет руководил литобъединением при «Никопольской правде», что эти годы редакторам газет вменялось в обязанность иметь при газете литературный кружок, где обучали молодых талантливых ребят стихосложению и основам журналистики. Именно в эти годы в городскую газету «Шахтар Мангана» пришел молодой редактор Петр Биба(1), ныне хорошо известный в Украине поэт. Он собрал таланты из среды пролетариев и селян и бережно стал выращивать из них одаренных литераторов и журналистов, оказывая им помощь и поддержку в творческих исканиях. Пустословам и графоманам среди кружковцев места не находилось.

       При районной газете в апреле 1932 г была создана еврейская секция Никопольского литературного объединения. Ее организаторами были Цыбулевский, Розенберг, Бро и Гальперин. Радиогазету вел Яков Персидский.

       Война 1941-1945 гг. прервала эту работу. Петр Биба ушел на фронт, воевали и многие его литстудийцы. Но вернувшись в Никополь, Петр Биба снова окружил себя молодежью. Городская газета перед самой войной, в духе времени, называлась «Більшовик». В 1944 году стала называться традиционно как и в других городах «Нікопольська правда».В 1951 г. Петр Биба перешел на работу в Днепропетровск в газету «Зоря». Талантливого автора заметили и вот он уже в Киеве публикует свои материалы в «Рабочей газете», а со временем становится редактором газеты «Культура і життя».

1

       Его только поэтическое творческое наследие перевалило за 20 сборников стихов, не говоря уже о богатом журналистском творчестве.

       В Никополе эстафету из рук П.Бибы принял прекрасный журналист и редкой души человек А.С.Корниенко. Он не только продолжил работу с молодыми талантами, но и поддерживал связь с бывшими литстудийцами, которые уже вышли на свою самостоятельную дорогу в «большую» литературу и журналистику. Студийка Л.Компаниец(2) была известна как автор сценариев к фильмам: «Когда разлучаются двое», «Судьба Марины», «Шелковый дом» и др. У нее вышло несколько книг, а в те времена издать книгу в госиздате было делом непростым.

Хорошо известно в Украине было имя бывшей литстудийки Инны Барвинок(3). Многие работали в газетах и журналах. Журналистика стала их профессией. Но они никогда не забывали свой Никополь и свою alma mater – страницы городской газеты и заводские многотиражки, литстудии, которые стали для них началом творческого пути.

До 1984 г. А.С.Корниенко руководил при газете «Никопольская правда» литстудией, которая дала путевку в жизнь Ю.Ярмышу(4). Он стал главным редактором журнала «Радуга» и автором многих книг для детей.

       В эти же годы после окончания Киевского госуниверситета С.Прокопчук(5) работал в таких известных газетах как «Труд» и «Радянська Україна», а его друг по ЮТЗ А.Яценко, тоже после окончания университета, работал в газете «Молодь України». У него вышло несколько сборников рассказов. Редактором газет был и В.Тарасов(6). Он хорошо известен читателям как автор романа «Там,в Луабонго» и книг с повестями «Поворот оверштаг», «Глибока розвідка», «Світанок над морем», «Після хмар - сонце» и «Десант».

       Поэт В.Герасимов(7) написал стихи к песне, которая много лет была визитной карточкой нашего города «Десь мій Нікополь є». У него вышло несколько сборников поэзии, в том числе «Синие плесы мои» и «Андреевский спуск».

2

       А бывшие литстудийцы Наталья Маслова, В.Шаройко(8), Б.Шаруденко имеют уже по несколько книг поэзии и прозы.В.Шаройко радует детского читателя своими замечательными книжками.Хорошо известно имя Вл.Моргуна. Из женщин, по общему мнению, была лучшей Лиля Таликова, а после нее – Вера Бард, которая вела передачи на радио ЮТЗ.

       Имя Игоря Ляпина(9) было известно всей стране. Он был воспитан, как поэт, в литкружке при многотиражке ЮТЗ «Трубник». Работу кружка официально курировал С.А.Чорнобривець. Эта литстудия дала возможность выйти на профессиональный уровень не только И.Ляпину, но и П.Косенко(10), А.Черкащенко, А.Фидрику и др. авторам книг, журналистам. Несмотря на то, что сам Степан Анистратович много работал над своими романами, он находил время для молодых дарований. Особенно ему хотелось, чтобы молодые авторы писали украинским языком, обогащая родную речь своим творчеством. Несколько романов С.А.Чорнобривця вышли на европейских языках. Печататься начал в начале 1930-х годов. Из фронтовых лихолетий вынес массу тем, мотивов и идей, которые наполняли его прозу. Военным будням посвящены такие его известные произведения, как «Песня гор», «Красивые люди», «На постое в Мораванах», «Каменская легенда» и другие. Книги писателя переводились на русский, венгерский и другие языки. Были изданы: сборник рассказов и очерков «Героїка буднів» (1932), «Визволена земля» (трилогия, 1949—1956), повесть «Красиві люди» (1961), роман «Ой Дніпре, Дніпре» (1969) и др.

       В эти годы в нашем городе были известны только два писателя, у которых выходили книги в госиздательствах – это С.А.Чорнобривець и Б.Ф.Шурделин. Печатали тогда только тех, кто был членом Союза писателей, а Борис Шурделин таковым не был, хотя и успешно работал как журналист. У него даже вышли книги «Рассказы о старшем брате» (1960 г.) и «Жизнь в солнечном луче (1964 г.). А долгая работа в спортивной журналистике дала интересный материал для романа «Это наша с тобой «Звезда» (1983 г.). Книга, написанная в жанре

3

детектива «Следы в Крутом переулке» (1989 г.) будет узнаваемой никопольчанами описанием родного города.Повесть «Осенний дождь» была опубликована только в журнале.

Надежда напечататься появилась для его романов, но сердце, которое 20 лет тянуло его душу из провалов безысходности, просто не выдержало, а признание опоздало совсем чуть-чуть. Но, слава Богу, осталась память ….

       Борис Фомич Шурделин учился в Никопольской средней школе № 13. После окончания школы (это был первый выпуск СШ № 13) поступил в Ленинградское высшее мореходное училище. Все складывалось как нельзя лучше. Друзьям нравились его стихи, а в 1952 г. журнал «Знамя» опубликовал два его рассказа. Потом сам автор отзывался о них с изрядной долей иронии, хотя и зря. Жюри международного конкурса в честь Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 г. признало его очерк «Почему Европа будет жить» лучшим, и наградило дипломом и званием Лауреата. После этого он поступил в Московский литературный институт. Потом были попытки печататься в коллективных сборниках, увлечение журналистикой. Но 1959 г. стал годом возвращения в Никополь и, как оказалось, навсегда. Здесь он начал работу над большой книгой «Новоднепровские хроники». Были положительные отзывы на его новые рассказы, повести, но рукописи лежали папками в столе, ожидая иных времен. Шло время… Горько-унизительная безвестность, обивание порогов столичных и нестоличных журналов… 20 лет – заговор молчания чиновников от литературы и 20 лет упорной работы. 20 лет – в совете библиотеки ДК ЮТЗ. Работоспособность его была невероятной. Я сама том за томом давала ему для работы редкие тогда тома энциклопедии Брокгауза и Эфрона, весь наш элитный фонд. И этого человека могли обвинять в тунеядстве!Мне нравилась его манера общения. Внешне он всегда

4

был спокоен, ироничен, постоянно подшучивал над друзьями и над самим собой. Никогда он не злобствовал и не истерил. Лишь усталое лицо, да еще глаза, которые разучились улыбаться, выдавали его. Только в 1983 г. с него было снято «табу» и увидели свет несколько его книг в сомнительном соавторстве московского журналиста Валерия Винокурова.

Последняя повесть «Маки в степи» - в 1983 г. в журнале «Подъем», ее и мало кто смог прочитать. Повесть «Чьи сыновья», ряд рассказов на футбольную тему печатались в разных изданиях и, к сожалению, в Никополе их найти невозможно.«Новоднепровские хроники» были задуманы Борисом Шурделиным, как серия повестей из индустриальной жизни нашего края. Эти повести были объединены общим названием «Закон наследования». Пять повестей из этого большого цикла уже были написаны и готовы к печати: «Избрание», «Межень», «По следам сорок третьего», но две из них так и не увидели свет.

       Мы пытались с экрана TV и через газету «Никопольская правда» с Г.М.Герасименко призвать никопольчан собрать деньги для издания этих книг, но слишком тяжело тогда жилось нашим людям, чтобы они могли оторвать даже небольшую сумму из семьи, когда мы сами по несколько месяцев не получали зарплату на ЮТЗ.

       В 60-е годы весь город знал о литстудии «Гренада».Из старшего поколения в «Гренаде» были Алиса Андреевна Кисель, которая тогда работала на НЗФ и Павел Михайлович Богуш. Он о себе говорил: «Я учитель, но в душе поэт». Мне трудно судить о его поэтическом творчестве, но его книги по краеведению были очень нужны тогда (уверена и сейчас) нашим никопольчанам.

       Алиса Кисель много стихов писала о войне, о родном заводе, но как не крути, она была женщиной. И вот читаем ее стихи:

5

«Уходят годы чередою,

И я по юности грущу.

Поговорив сама с собою,

Я в сердце старость не пущу.

И пусть виски посеребрятся,

Морщинки спрячутся у глаз.

Велит мне сердце не сдаваться

И жизнь любить как в первый раз».

       Кроме стихов она писала и басни. Часто ее приглашали на встречи с рабочими НЗФ и ЮТЗ. Всегда отзывалась охотно.

       Литстудия при «Трубнике» собрала много интересных и талантливых журналистов и поэтов. Массу интересного можно рассказать об Александре Дмитриевиче Черкащенко. Замечательный поэт, который так виртуозно владел словом, что стихи его поражали своей легкостью и неординарностью.

«Окажут помощь как всегда

Нам солнце, воздух и вода.

И это – скажем без обмана –

Нам с вами будет по карману.

На первый взгляд, нас грабят вроде,

Но нет! Забота о народе!

И пусть страдают господа:

Для них – вся вредная еда!»

       Он смело в стихах и в прозе писал о проблемах родного города и его деятелях вплоть до депутатов и первых секретарей,а уж потом и бандитов-предпринимателей.

«Так не горюя, не скучая,

Живут дельцы, набив мешок,

Любимый город превращая

В свой ненасытный кошелек.»

6

       Многие такие стихи печатались в местных газетах, наряду с его острыми статьями. Журналист и публицист А.Черкащенко при жизни не увидел своего 2-х томника стихов, но он успел написать и напечатать замечательную книгу «Ветер странствий». Это путевые заметки о поездках и путешествиях не только по Украине, странах СНГ и дальнего зарубежья, но и по Крайнему Северу и Аляске. Он мечтал побывать на всех островах всех океанов и сумел это исполнить. Изумительно писались и читались его четверостишья. Они и сейчас очень актуальны:

«Путь страны сулит опасность:

Революция и культ.

Мрак, маразм, застой и гласность,

А теперь что? Страшный суд!»

И бытовые проблемы людей находили свои строки у поэта:

«Можно привыкнуть к собаке,

К музыке частых дождей,

К озеру, запаху мака,

Даже к зарплате своей».

       Неслучайно в 2011 г. на доме, где жил и работал А.Черкащенко установлена мемориальная доска.

       Надо сказать, что литстудийцы первые свои публикации всегда помещали в городских газетах и многотиражках, поэтому часто это были стихи о родном городе и о родном заводе

«Люблю свой завод и родные просторы,

Бескрайних небес синеву.

Люблю ветерок я Каховского моря

И город, в котором живу…»

(А.Фидрик)

«Мой первый мастер на работе

Сказал мне жесткие слова:

- Стихи стихами, я не против.

Но ты, брат, план давай сперва.

(И.Ляпин)

7

       Из стихов И.Ляпина о родном заводе можно составить целый сборник, хотя после окончания Литературного института он был только гостем в Никополе. В последний его приезд он предложил руководителям города из родительского дома сделать городской литературный музей, фактически подарить городу прекрасный дом в админгородке ЮТЗ. Но город отказался, мотивируя свой отказ невозможностью содержать его из средств городского бюджета

«Живешь как все – ни легче, ни трудней.

И знаешь, что единственная помощь –

Душа любимой женщины твоей».

       После трагической гибели жены Татьяны( дочери писателя Сартакова, автора романа «Философский камень») Игорь Ляпин тоже вскоре закончил свой жизненный и творческий путь.

       О литстудии «Гренада» можно рассказывать много интересного. Она занимала особое место среди студийцев. Душой «Гренады» был Б.Шурделин. Создана она была тремя талантливыми молодыми поэтами Вл.Кушнировым, Валентином Таликовым и Вл.Мухиным. Название взяли из поэзии М.Светлова. Быть «гренадовцем» означало очень многое для творческой молодежи. Среди «гренадовцев» были: Г.Герасименко, В.Кондрашов, А.Мухин, В.Козлов, Вл.Березка, Э.Душакова и др. «Гренада» развернула свою деятельность в 1964 г. – время политической «оттепели» в стране. Интерес к поэзии был так велик, что знаменитые поэтические вечера в «Политехе» как бы в миниатюре проходили в зале ДК ЮТЗ. Вел их, в основном, Б.Шурделин под названием «Литературный Никополь». Самым молодым среди «гренадовцев» был талантливый юноша Василий Козлов. Его балладу «Сергей + Светка» читали на школьных вечерах и молодежных вечеринках. Историю эту ему рассказал Б.Ф.Шурделин. и молодежных вечеринках.. С восторгом слушатели встречали Г.Герасименко, Л.Ковальчук, Л.Крикуненко, А.Мухина. С трагической смертью самого талантливого «гренадовца» Владимира Кушнирова

8

руководство литстудией стало переходить к официально назначаемым лидерам.

       Жизнь разбросала ребят по городам и весям страны. Сменялись поколения. Появились новые лица и имена: В.Бард, А.Виноградова, Г.Полоз, В.Белый, Г.Фудим, В.Коломийцев, Ю.Соловьев, Вл.Цыбенко и др. Гренадовцы 60-х очень серьезно подходили к творчеству друзей-студийцев. Строго критиковали стихи друг-друга, но это не влияло на их дружеские отношения. Бывшие «гренадовцы» этой кагорты вспоминали свою литстудию: кто с нежностью, кто с юмором, кто с сожалением, но все – с благодарностью. Собирались они в ДК завода краностроителей. Потом студия перебралась в ДК ЮТЗ. После жарких споров и обсуждений еще долго бродили по городу и читали стихи свои и друзей. В «Гренаде» царила особая атмосфера творчества, дружбы и взаимопонимания. Но это было не только общение, но и углубленная работа над стихом. Ребята учились владеть словом, стихотворными формами на примерах лучших поэтов. Они искали новых путей, своих путей в поэзии. Лучшие из лучших могли рассчитывать увидеть свои стихи на страницах местных газет. А когда в «Комсомольской правде» опубликовали балладу А.Мухина «Косы» - радовались все успеху друга как своему собственному. Отмечала вся «Гренада» это событие. Слава о литстудии «ГРЕНАДА» прокатилась по стране. «Литературная газета» тоже сказала свое слово о «Гренаде» и даже поместила на первой странице фотографию. Часто на встречи приглашались поэты Днепропетровщины: В.Корж, И.Пуппо, С.Бурлаков и др. Эти встречи были очень интересными и полезными. Осталось в памяти двустишье Вл.Кушнирова об этих встречах:

«Поэты не бывают областными,

Как небо не бывает областным».

       Вечера поэзии «гренадовцев» были поэтическими праздниками. Б.Ф.Шурделин хорошо понимал, что в стихах ребят была заключена особая специфическая сила воздействия. Будучи сам оригинальной личностью, он умел

9

представить каждого живо, интересно и внушительно. Эмоциональная сила и романтичность отличала поэзию Л.Крикуненко и Э.Душаковой. Всегда давала пищу для размышления поэзия Лиды Ковальчук и В.Березки. Эмоциональная сила ритмической речи Вл.Коломийцева и Ю.Соловьева поднимала слово на такой уровень красоты, что вызывала восхищение и гордость за таланты, живущие с нами в одном городе.

       К сожалению, к концу 80-х годов «Гренада» была взята под контроль городских властей. Ее руководители, видимо, не обладали тем духом творчества и дружбы, которая объединяла талантливых людей города. Поэтому, несмотря на то, что не обеднела никопольская земля талантами, литстудия еще какое-то недолгое время продержалась на именах Алисы Виноградовой, Григория Фудима, Владимира Цибенко, Василия Белого, Веры Бард и все-таки прекратила свою деятельность.

       Но «свято место пусто не бывает», в кафе «Пингвин» возник клуб «Пегас», а в библиотеке ДК ЮТЗ клуб «Книголюб», а в ЦБС – клуб «Зеленая лампа». Под названием «Пегас» пытались создать клуб в ДК ЮТЗ, но это были вечера поэзии, где не было постоянных слушателей и неформального актива, да и «Гренада» к концу 70-х несколько потускнела. Трагически закончил свою жизнь поэт, основатель литстудии Володя Кушниров, в Якутии издавал свои стихи Вл.Мухин, в Днепропетровске вышли сборники стихов Василия Козлова, где он работал художником. Загляните в сборник пародий Василия Кондрашова «Баламуты», где есть стихотворение «Кто есть кто» и все станет понятно с «Гренадой».

Кто был с «Гренадой» по рукам…

А кто лишь корчил рожу…

Считай, служил ее врагам:

Душил стихи и прозу.

То ядовитою строкой,

То желчью злых куплетов

Стрелял, как будто в дураков,

А попадал в поэтов.

10

Кого хотел – того «пиф», «паф»,

Где надо и не надо.

Что разлетелась в «пух и прах»

Литстудия «Гренада».

       В этом сборнике вы встретите фамилии «гренадовцев» более поздних лет: В.Терзи, Г.Полоз, Вл.Цыбенко, В.Бард, Г.Фудим и др. В.Кондрашов писал своему другу В.Козлову:

«Жили-были в городе поэты –

Ты да я, да полиглот Фудим».

       Именно Григорий Фудим собрал в 1987 г. оставшихся от «Гренады» поэтов в кафе «Пингвин» (сейчас это какая-то торговая точка на пр.Трубников) и стал организовывать встречи поэтов, художников, бардов. Он стал председателем этого литературного клуба и одновременно активно работал в клубе «Книголюб». И хотя по городу уже пошли среди молодежи слухи о вечерах в «Пингвине» и желающих послушать и посмотреть становилось все больше, однако кафе-заведение коммерческое и взять с ребят было можно только за чашку кофе и пирожное… Короче говоря, Монмартра из «Пингвина» не получилось.

       Приют нашелся через дорогу в библиотеке профкома ЮТЗ, где существовало неформальное объединение – клуб «Книголюб». Приняли их с распростертыми объятиями, т.к. нужна была свежая молодая энергия. Ветераны клуба В.А.Доброштан, Н.Д.Топчий, П.М.Богуш, Х.Д.Перкас, М.Л.Корецкая, М.А.Шварцберг и др. радовались пополнению, не говоря уже обо мне и Тане Зеленяк, с которой мы каждый раз ломали голову чем удивить и порадовать наших «старичков», образованных, воспитанных на лучших образцах литературы и искусства.

11

«Книголюб» возник в октябре 1979 г., когда библиотека находилась в ДК ЮТЗ, да так разрослась, что занимала треть всех помещений ДК, а на 3 этаже – еще и располагалась партбиблиотека, где работала Татьяна Семеновна Зеленяк (Мирошникова). Именно она с Таней Перкас, А.Головановой и В.Рахно пришли ко мне и рассказали о своем желании создать такой клуб любителей литературы и искусства. Мне самой, как воздух, нужны были такие люди. Они сами предлагали темы и сами готовились к выступлениям. Моя задача была помочь с литературой, музыкальным оформлением, видеоматериалами (тогда это были киноматериалы или слайды). Эта «техника» хоть и была примитивной, но расширяла возможности. Когда количество членов клуба перевалило за 25, то, чтобы избежать обвинений в камерности и элитарности наших встреч, пришлось разрабатывать устав, определиться с официальными документами, где ставились цели и задачи и многое другое, что называлось паспортом клуба. Это гарантировало покой начальства, которое обеспечивало «правильную идеологическую направленность работы с людьми». Все это обеспечивалось моим профессиональным кредо – документы всегда в порядке. В дальнейшем, это нам здорово помогало избежать ненужных проверок вышестоящих организаций и объяснений.

Мне невероятно повезло с активом клуба. Таня Перкас (инженер ЦЗЛ ЮТЗ) – человек поразительной эрудиции, влюбленной до беспамятства в поэзию – всегда открывала сезоны в клубе. Помнится, для того, чтобы рассказать о М.Цветаевой, она привезла целый чемодан с книгами, журналами, пластинками. В год, когда мы уже отмечали 15 лет клубу, она написала в газете «Трубник» такие слова: «Я приду и сяду в уголок. Я могу ничего не говорить, просто слушаю, но конечно же, увлекусь, и вознесусь, и где-то останутся очереди,обеды и стирки, обиды и ссоры. И будет два часа высоких мыслей и слов. Спасибо всем, что есть у нас такой уголок свободомыслия. Пусть он будет всегда в нашей жизни...».

12

Татьяна Борисовна по состоянию здоровья уехала в Германию, где до сих пор, сидя в инвалидной коляске, продолжает радовать поэзией наших земляков, живущих теперь так далеко от Украины.

Марат Александрович Шварцберг в городе был популярен. Он читал лекции в университете культуры в ДК ЮТЗ (тогда существовала такая форма работы), был капитаном команды КВН завода, пропагандировал здоровый образ жизни на личном примере, увлекался философией. В «Книголюбе» на его сообщения всегда собирался полный зал. Он мог больше часа говорить, а потом столько же отвечать на вопросы. Антон Антонович Смидович был у нас самый старший по возрасту. У него удивительная судьба. Он близкий родственник писателя В.Вересаева. Его родители дружили с А.Луначарским. Не обошли его голод и война. Два ордена Красной Звезды и целый «иконостас» медалей украшали его «парадный» пиджак, хотя мы его в нем никогда не видели. Антон Антонович приехал из Львова, где преподавал в полиграфическом институте и был одним из основателей львовского общества библиофилов. Он очень быстро стал своим в клубе. С удовольствием мы познакомились с его выставкой экслибрисов и старинных книг из личного собрания. Никогда не забудется его лекция о художнике Эль Греко и др. Но больше всего мы радовались, когда он принес самодельные книжки своих стихов. Это были стихи фронтовые и уже мирного времени с его же художественным оформлением. Приведу отрывок из этих книжек.

«Я Север полюбил любовию глубокой

Мне дорога теперь суровая краса:

Озер его и скал, и неба свод далекий,

И на камнях с зарей прозрачная роса.

Осеннею порой – пейзажи Левитана.

Багровый солнца шар, встающий из тумана,

Заливы тихие и шепот камышей…»

13

Краеведческому музею он подарил свою коллекцию работ художников-графиков Украины. Его уход из жизни был для нас и личной драмой, потому что его уважали и любили все. Посмертно к столетию музея он один из первых награжден медалью Братьев Шиянов «За заслуги», которая вручается людям,внесшим лично и безвозмездно значительный вклад в развитие культуры города.

Не помню, кто привел в клуб Владимира Коломийцева. Он тогда «болел» творчеством Высоцкого. Это было время, когда Высоцкого любили и слушали на магнитофонных лентах все, включая и партийных боссов, но стихи его не печатались. Разве что в «самиздатовских» книжечках. Высоцкий был не запрещен

(что запрещать, если книг не печатали), но и не рекомендован для пропагандирования массам. И вот выходит в 1985 году сборник стихов В.Высоцкого «Нерв», который сразу же стал библиографической редкостью. Проводили в малом зале ДК ЮТЗ премьеру книги «Нерв» с его песнями и большой коллекцией слайдов с фотоматериалами о Вл.Высоцком. Вели лекцию-концерт с В.Коломийцевым и Ю.Тентиным. Успех ошеломляющий. Через время повторяем все на НЗФ, где тогда работал Владимир Коломийцев. Приняли нас просто на «ура». Нашлись, конечно, такие слушатели, которые аплодировали нам и Высоцкому, но в тот же день написали возмущенные доносы в горком партии. Правда, выручил нас Р.Рождественский, который написал прекрасную вступительную статью к сборнику «Нерв». Авторитет известного поэта был непререкаем.

В.Коломийцев сам своих стихов никогда не читал, но время от времени на страницах газет появлялись его эпиграммы на общественных деятелей нашего города, очень удачные. Например на В.Сандула:

«Дуже любить Славік владу.

Він без мила лізе в Раду,

Бо така у нього суть:

Зна, де гавкнуть, де лизнуть.»

14

Михаил Романович Савчук- самый дорогой наш человек . Он коренной никопольчанин, про таких говорят, что он сделал себя сам. На ЮТЗ он возглавлял очень ответственный отдел сбыта. Никто и никогда не мог сказать о нем, что он жесткий руководитель, но если он давал любое поручение, то оно всегда было выполнено в срок. Это была воплощенная честность, порядочность и самое главное – он был человеком слова. Если пообещает, то непременно выполнит, даже себе во вред. В клуб он всегда приходил с женой. Это был интереснейший собеседник, эрудит с невероятным чувством юмора. В его честь единица юмора в клубе называлась «Михром», ведь лучше его никто не мог написать язвительный экспромт, но при этом никому бы не пришло в голову на него обижаться.

Таким был наш вдохновитель, друг и покровитель. Благодаря ему впервые в нашем городе появился в 1994 г. свой, пусть очень скромно изданный, альманах «Творчество». В предисловии к нему М.Р.Савчука говорится, что «Книголюб» - это общение людей, ставших за столько лет друзьями». Альманах «Творчество», изданный к 15-летию клуба, включал в себя стихи и наброски прозы Ольги Братченко, Ирины Агапитовой, Элины Душаковой, Татьяны Зеленяк, Александра Кушнирука, Владимира Пастушенко, Григория Фудима, краеведа Павла Богуша. Тоненькая эта брошюрка не могла, по большому счету, так солидно называться, но она проложила дорогу, изданному к 60-летию ЮТЗ сборнику стихов «Люблю свой завод» (1995 г.) с рубрикой «Поэты Никополя». Неслучайно подбор авторов был из литстудии «Гренада». Книжечку составил В.Цыбенко – поэт, у которого у самого прекрасная поэзия. Как видим, М.Р.Савчук был первопроходцем на ЮТЗ в издательском деле. Это была его идея создать передачу на заводском телеканале «Читальный зал», где чаще всего приходилось целый час солировать мне, но на ТV мы смогли сделать и творческие вечера наших поэтов: В.Пастушенко, А.Кушнирука, В.Белого и др.

15

1998 год.Начало.В предверии Рождества не стало Михаила Романовича…С него клуб стал терять лучших своих друзей …

«Мы соберемся под речей журчанье

Считать остатки поредевшей «роты»

И вспомним Вас минутою молчанья,

Чтобы услышать – «Баба Яга против!»

Год не окончен, но уходят в вечность

Те, кто жизнь прожил не для себя

И для которых корень – человечность,

Они в пути. Мы помним их, любя.»

Эти строчки принадлежат В.Пастушенко, который вместе с женой Татьяной пришел в «Книголюб» из «Пегаса». Он был человеком разносторонних интересов: на «ты» с любым сложным прибором,с гитарой пел песни А.Галича, Б.Окуджавы и В.Высоцкого. Физик и лирик в одном лице. В его стихах и философские раздумья, и публицистика, и удивительная лирика. Пожалуй, он был самым тонким лириком среди нашей пишущей братии. Он мечтал о своей книге стихов, но напечатать ее мы смогли только после его смерти в 2013 г. Книга «Памяти омут» была издана на деньги вскладчину.

«Стремимся жить мы с веком наравне,

Но жизнь – ухабами,

И здесь хоть плачь, хоть смейся,

Единственно – держись за тройственное «не»!

Не бойся,не проси и не надейся».

Хочется вспомнить еще одного нашего поэта, который время от времени печатался на газетных страницах. Мы включили несколько его стихов в альманах «Геликон» (вып.2), который издавался позже. Думаю, что найти его другие стихи будет сложно, хотя он безусловно был одаренным человеком. К сожалению, не каждый смог выдержать испытание, которое выпало ему временем. Не смог и он… Я хочу вспомнить стихи, написанные на листочке (В папке собраны разные стихи, написанные на чем попало.Есть просто шедевры, о которых авторы, наверняка, даже не помнят).

16

«Сентябрь…Упали первые листочки

Дожди их бурно в лужи понесли,

А зонтики, как райские цветочки,

На улицах с асфальта проросли.

Давно не видели такого…

Пылало лето – жарче, чем всегда

И по бокам проспекта городского

Бурлила набежавшая вода! Сентябрь…Сейчас ты весь сырой и льючий!

Хотя воды так много утекло…

Потом вдруг солнце вылезло из тучи

И заблестели лужи, как стекло.

Это стихи Владимира Кузнецова. К сожалению, он был редким гостем у нас. И, видимо, его пагубная страсть к «зеленому змию», которая у нас не приветствовалась, и привела его к трагическому финалу.

Прервусь с рассказами о наших поэтах и вернусь к клубу «Книголюб». Когда в клуб влился «Пегас», то так получилось, что образовалось целое ответвление пишущих молодых (и уже не очень) поэтов и прозаиков. Но это вовсе не значит, что они существовали отдельно друг от друга. Одни – слушали, а другие – слушали и сами писали. Но пишущие и учились, когда сами готовили сообщения о своих любимых поэтах. Общая атмосфера была доброжелательной, дружеской. Многие нашли себе друзей именно в клубе. Каждый мог поделиться любимым автором. Например, у нас был собиратель Шевченкинианы Георгий Глушко и он ежегодно помогал делать шевченковские вечера (это была традиция) мне и другим ведущим. Игорь Слюсаренко с женой обожали классическую музыку и с удовольствием готовили музыкальные вечера, где звучала музыка Баха, Шопена, Грига и др. композиторов.

С каким интересом слушали Гришу Фудима с темой «Мифы древней Греции в изобразительном искусстве».

17

Как-то к нам попал Виктор Собур, спецкор газеты «Зоря». Кажется, его привел Ю.Каменев, который и сам частенько вырывался в «Книголюб» из горисполкомовского кресла. Так он написал так: «знайомство з клубом стало для мене справжнім святом духовного піднесення…». Интересно было всегда, ведь каждый, кто готовился по своей теме, хотел чтобы было зрелищно и не скучно. Влюбленный в родную Одессу, Г.С.Глушко рассказывал и показывал программу:«Путешествие по литературной Одессе». Вся светилась счастьем Ольга Андрусенко, когда вместе с А.Кушнируком вели поэтический вечер Н.Винграновского.

А сколько нового рассказала Ирина Агапитова на вечере поэзии: «Маруся Чурай –енциклопедія життя українського народу». А когда она проводила вечер поезии Лины Костенко «Твій силует у вікні золотому» у женщин в зале предательски блестели глаза. Ирина, как никто, могла донести женские стихи да еще и на украинском языке. Не зря в официальных документах клуба стояла фраза о возрождении высокой духовности через культуру. Это были не только слова. Большую роль в популяризации клуба сыграла редактор газеты «Трубник» Ольга Ивановна Осадчая. Она открыла в газете рубрику «Литературная проходная», где печатались наши таланты. Отводила на это ежемесячно целую полосу. Юбилей «Книголюба» в газете отмечали с размахом, как юбилеи цехов. Сама она частенько приходила послушать поэзию или на музыкальные вечера. Уже много позже я узнала, что она пишет стихи, но даже мне она никогда их не показывала. Нас сдружила работа над книгой «Чтобы помнили» о никопольчанах – узниках концлагерей. И дружба эта продлилась на всю жизнь.

Часто в «Книголюб» приходили гости, которые хотели познакомить нас со своим литературным творчеством: В Валсамаки. А.Кисель, В.Бард, М.Шакиров, В.Хоменко, Н.Галичин, В.Прус. А с какой радостью была встречена книжка Л.Ковальчук «Горлиця на твоїй долоні»!

18

В 1997 г. 27 сентября в празднике дня города приняли участие и наши поэты Ирина Агапитова и Александр Кушнирук.

Интересный факт – Днепропетровские «проверяющие» приехали специально на заседание клуба. Уж не помню, что там было у нас в программе, но засиделись дотемна и наши доблестные поэты поехали провожать их в гостиницу. А через время на семинаре для директоров библиотек было отмечено, что наш клуб - единственный настоящий клуб на Днепропет-ровщине. Пришлось готовить материал с опытом работы.

Мне очень нравились стихи Сергея Осипенко, который бывал нечасто, но это скорее было связано с его работой. Его стихи трогали своей искренностью и музыкальностью.

«Путь судьба не даруем мне славу поэта.

Мне не надо ее – мне бы искренность строк,

Чтобы радость и боль через искренность эту

Каждый сердцем, душою почувствовать смог…»

И ему это удавалось. Мы радовались, когда вышел его первый сборник «Ночные крылья» (1998г.)

«Мы – поколение без веры…

И с угасающим огнем,

Иди вперед, не зная меры,

Лишь существуем, не живем.

Мы – подающие надежды,

И устремившись к высоте,

Вдруг познаем, смыкая вежи,

Что силы и года не те.

Что позади – одна пустыня,

А впереди – развергся Ад.

И поздно произносим имя

Христа, что нами же распят».

Много лет приходила в клуб преподаватель ПТУ № 34 Нина Евгеньевна Андреенко. Однажды она принесла, записанную на магнитофон песню на свои слова «Четыре минуты». Поверьте, что это была такая лирика, что по сравнению с тем, что лилось с экранов TV и радио, это было чудо. Оказалось, что у нее очень много хороших лирических стихов.

19

«Одна в кімнаті. За вікном

Ще літня злива не вщухає,

То громом котиться гучним,

То блискавкою небо крає.

І хочу я побігти в ніч

В оцю жадану теплу зливу,

Цим каплям дощовим навстріч

Почуть потоків річ шумливу.

Бажаю я відкрить лице –

Хай в очі світить блискавиця,

А поруч мене деревце

Тремтить сполохано, мов птиця».

Потом несколько лет она не появлялась – уехала из города. А когда вновь появилась, то с большой тетрадью стихов, которые так и назывались «Колымский цикл». Стихи эти частично печатались в «Геликоне».

24 октября 1997 г. в ДК ЮТЗ мы провели вечер Алисы Виноградовой, которая работала в газете «Никопольские известия». Ее работа, как журналиста, всегда отличалась злободневностью и остротой еще в многотиражке «Трубник».

Коренная никопольчанка, после окончания школы она поступила в Днепропетровский университет на журфак и работала на ЮТЗ. С 1994 г. была корреспондентом газеты «Трубник». Неоднократно побеждала на областных конкурсах молодых поэтов. Печаталась, как поэтесса, в городских газетах и альманахе «Геликон». Сейчас, если полистать городскую периодику, то многие ее стихи будут подписаны А.Иванова, но это одно и тоже лицо. У нее свой слог, отточенная рифма стиха и спутать ее с другими невозможно. В 1995г. она напечатала интересную подборку стихов под общим названием «Монологи». Вот отрывок одного из них: «Монолог белогвардейского офицера в кафе на Монмартре». «Большой и одинокий стоит Париж туманный,

Над Сеною, как пальцы, мосты простер свои.

Приют ищи, бродяга, под крышами Монмартра,

Где серебро дождинок и золото аи.

20

Отсчитано нам время ненарушимой сметой,

И чтоб понять простое – ах, сколько надо дней!

Ведь красные - белели от поцелуя смерти,

Ведь белые – краснели от крови от своей.

Ах, канули бы эти дни зла и крови в небыль!

Но в мозолях от шашки осталася рука…

Соединить не смогут нас это сине небо

И синь очей родимых, и синяя вода».

Ольге Братченко добираться из с.Алексеевки было непросто. Работа у станка с ЧПУ на ЮТЗ, семья, хозяйство. Когда она только успевала вырваться, чтобы окунуться в атмосферу клуба и еще удивительней, что она писала много хороших стихов

«Відчуваю своє тавро.

Хто побачить в мені людину?

Побувавши на дні хвилину

До вершини часу дійду?

Липне жах, наче бруд на спину;

Знову бачу оте зеро

Завелика чиясь провина?

Мої ляльки завжди П’єро.

Мы восхищались ею, ее стихами и она отвечала всем своей любовью.

О Татьяне Семеновне Зеленяк можно написать целую отдельную статью. Она – одна из основателей клуба «Книго-люб», председатель женского клуба «Южанка», который объ-единял работниц ЮТЗ. Она до последнего дня своей жизни всю себя отдавала работе музея Южнотрубного завода. Я ее знала со школьной парты. Совсем девочкой, она отличалась от всех тонким чувством прекрасного и стремлением знать как можно больше и делиться своими знаниями с другими. Она будто была создана для того, чтобы всегда приходить кому-то на по-мощь, всем сострадать, всех понимать и быть рядом в нужное время в нужном месте. Согласитесь, не так много у нас таких людей! Хотя сама достигала всего упорным трудом и усилием воли, никогда не жалуясь, не впадая в унынье и отчаянье.

21

Чувство ответственности у нее было просто уникальное. Мы всегда говорили о ней, что она «надежная, как швейцарский банк». При всех этих деловых качествах, Татьяна тонко чувствовала поэзию и все проведенные ею в клубе поэтические вечера отличались особым лиризмом. Не сразу мы узнали, что Таня тоже пробует себя в поэтическом творчестве. Вот одно из ее стихотворений из газеты «Трубник» (потом их публиковалось немало):

Фигурное катание –

Симфония на льду.

Я с замиранием сердца

В ледовый блеск гляжу:

Вот «тодес» и поддержка –

Какая высота!

И веришь на мгновенье –

Спасет мир красота!

Надо сказать, что пишущая братия клуба «Книголюб» очень многих заразила творческими поисками себя в поэзии, прозе, в журналистике. Мне иногда казалось, что они пишут все…

Наверное, это так и было, хотя и не каждый, видимо, решался показать свои творения. Только сейчас, по прошествию многих лет, обнаруживаются находки в виде стихов, эпиграмм, эссе.

Основное ядро из поэтической копилки, например, Александра Кушнирука, тоже написано в этот период. И надо сказать, певучесть его языка, не совсем каноническое построение стиха всем понравились. Мы даже хотели отправить его стихи, в которых все слова были на одну букву в журнал для учителей украинского языка. Это же было невиданное явление! Часто просили прочитать его «Зешку», где все слова на «з». Ну, а я хочу привести пример из другой буквы

22

Осядь обімліло,

Облиш орхідею,

Обдай обігріло

Овал одноти.

Обійде обкісно

Однак оптиміст.

Один обізветься

Орфей-органіст.

Огненну образу

Омиє органно,

Огранить, окрасить

Орнаменталіст.

Таких стихов было на несколько букв, но к сожалению, они не сохранились. Удивительная лиричность стихов придется по душе особенно тем, кто любит «нашу мову слов’їну»:

«Застелили роси килими зелені,

Загубились липи в шатах білизни,

Босоніж ступають, наче нареченні:

Царю Берендею, вроду їх храни!

Ти даруєш липам їх красу і спокій

І бджолиних хорів нам несеш пісні,

Ти приходиш з ними у липневім цвіті,

Як встають світанки й туга по весні».

А это стихитворение написано под впечатлением вечера «Сгорая плачут свечи», посвященного поэтам «серебрянного века». Оно так и называлось - «Миттєвість»:

Вечір…Малінін…

«Сен-Женев’єв де Буа»

Слово…Усмішка…

Ковшик тепла,

Чар незбагненних,

небачених хвиль проплива…

Ковшик гойдається,хлюпає ласку…

Мовчки говоримо…Все. І спочатку, і знову…

Плине небачене… Може невтрачене?!…

(«Сен-Женев’єв де Буа»- кладбище в Париже)

23

Поскольку Александр Кушнирук еще и прекрасно читает стихи, то его часто брали на роль чтеца в поэтических вечерах, посвященных Л.Украинке, П.Тичине, В.Сосюре, О.Телиге и др.

Интересно, что обычно «новенькие» к нам приходили не сами по себе, а их приводили и знакомили в клубе.

А вот Василий Прокофьевич Белый пришел сам. Сел в конце зала и промолчал весь вечер. Ну, думаю, больше не появится потому, что не могла ему уделить внимания. Но он появился снова и снова. А на традиционном вечере «Я прочту вам стихи» он прочитал свои стихотворения. У него красивый тембр голоса и поставленная речь. Отлично прозвучало то, что он приготовил. Это очень закрытый и неразговорчивый человек. Наш земляк, заводчанин, очень скромный и неравнодушный, он в стихах отмечается широтой интересов. Писать он начал с 1989 г. Сам рассказывал, что решил попробовать с мыслью: «А вдруг получится». И получилось. Основной характер его творчества – лирика. Теплое, светлое сияние любви освещает отношение Василия Белого к родному краю, ко всему живому, ко Вселенной.

«Летять роки, летять мов ластівки,

Летять роки буремними стежками

Де вітровій народжує листки

Із ненаписаними ще рядками.

***

Кружляє лист паперу серед зір,

І мчать слова, спиняючись у вірші

Поміж планет (ти тільки в це повір!)

Бувають вони кращі або гірші.

Та всі вони, як діти для митця –

З’являються жаданими для нього.

І ті рядки – палаючі серця

У витворі прийдешнього, нового…» Очень интересна и своеобразна его проза. Философское, фантастико - мифологическое переплетается с земными человеческими проблемами.На сегодняшний день его библио- графия выглядит так:«На дорогах земних і небесних»(2000р.),

24

«Поклик зоряних доріг»(2010р.),«Шепіт зорепаду»(2015 р.). Роман «Польоти вогняного метелика» (2015 р.).

В этом году вышла книга «Пробудження генома», где он пытается рассказать об одной из версий появления человека на нашей планете. Василий Белый вступил в возраст зрелости, когда рамки стихов становятся узкими. Проза дает больше простора для мысли. Удачи ему!

Лина Львовна Душакова пришла к нам из «Пегаса». Энергичная, веселая, экспромты так и сыпались из нее. Добрая и сердечная, никогда никого не обижала и не оставляла без внимания. Фонтанирующий оптимизм и позитив, несмотря на непростую судьбу. Много лет я знаю Лину и, надеюсь, это не просто знакомство, а дружба до конца наших дней. Стихи Элины Душаковой – это лирика с высоким эмоциональным фоном.

Послевоенное детство, непростые повороты судьбы, умение увидеть «сквозь серое – синее» в повседневной обыденности жизни – все это нашло свое отражение в ее поэтическом творчестве. Неслучайно, многие ее стихи обратили внимание местных бардов и они получили новую жизнь – песенную. В первой ее книжечке стихов, которую она назвала «Синей гладью» много впечатлений о путешествиях по стране. И вот одно звучит по-другому:

«До окончания века

До скончания жизни моей

Мне не видеть тебя,

Мировой твоей славы – Полей.

По Полям Елисейским мне не шагать,

О тебе лишь читать да вздыхать.

Ты – мечта, ты – звезда, что манишь,

Удален, как Венера, Париж о, Париж!

Но мечты сбываются, и в Париже она уже бывала неоднократно. И не только в Париже. Но в Никополе она успела выпустить еще один сборник стихов и прозы «Не ищите блаженства в печали» (1999 г.)

25

«Кто не живет, не умирает –

Не умирает – не живет.

Кто этого не понимает,

Тот существует, не живет.»

В 2001 г. Элина Львовна переехала из родного города и Израиль. На прощанье, она выпустила книгу стихов под названием «Через память». Причем, в своей книге она поместила стихи еще двух авторов Ольги Братченко и Александра Кушнирука. Четвертая книга Лины «Я остаюсь любить» вышла в 2004 г. Поэзия ее стала более зрелой и глубокой. Жизнь в ином, отличном от нашего, мире многое изменила в ней, как в человеке и как в поэте. Поклонников поэзии Лины книга радует, как встреча с другом.

«Не обижай,наступишь и раздавишь…

Не наступай,мир, что невидим – чуток и раним. Не раздави того, чего не знаешь,

А значит, что имеешь – береги.»

Лина Душакова живет активной жизнью. Она неоднократно побеждала в литературных конкурсах. Ее творческие вечера превращаются в большие концерты в Ришон-ле Сионе. Ее знают и любят в этом городе. Ее клуб там называется «Теплый дом». В нашем городе у нее было два творческих вечера в КСК и в музее. Кстати, на радио тоже она читала свои стихи. А в ее кафе проводились не только встречи поэтов и журналистов, но и вернисажи местных художников. Очень ей хотелось, чтобы ее кафе стало пристанищем творческих людей. Сейчас она много работает среди русской и украинской диаспоры Израиля:

«В стране духовной нахожусь

На благо людям я тружусь

И море красок предо мной.

Вновь восхищаюсь я страной

Теперь она – моя защита

Не для врагов. Друзьям – открыта».

Вот так бьется живое сердце в стихах хорошего, доброго человека.

26

Вскоре после Элины Душаковой в Израиль уехала Ирина Семеновна Агапитова-Шварцберг. В Израиле Ирина вместе с сестрой Ларисой и дочерью Марией продолжили свою работу, как в нашем клубе, в украинском землячестве и в русском клубе для земляков с Украины.

В наш клуб ее привел многолетний член правления клуба – Марат Александрович Шварцберг. Она не только быстро освоилась в клубе, но и стала его ведущей фигурой. Любая идея подхватывалась и превращалась ею в театральное действие. Помнится, однажды она даже танцевала в цыганском костюме на каком-то вечере, кажется, посвященном Эльдару Рязанову. Это уже не говоря о том, что на любом нашем мероприятии она была, если не ведущей, то чтецом или содокладчиком и всегда оказывалась в центре внимания. Артистичная, энергичная, эрудированная и красивая женщина,Ирина стала нашей звездой в клубе. Она бралась за самые сложные и пронзительные темы: «И аметистовая память одна осталась мне»,«Пушкинские мгновения», «Путешествие с театральной программкой» и другие.

Лирика Ирины – интимная, женственная и глубокая, как сама она. Поэтому ее стихи так легко было сопровождать музыкой. Ее творческий вечер в 1997 г в ДК краностроительного завода (теперь он ГДК) шел под музыку скрипичного ансамбля. Зал был полон и аплодисменты были оглушительными. Городской телеканал «Канал-5» тоже не обошел Ирину своим вниманием. В парке Победы среди пышной зелени Ирина читала свои стихи к Дню города.

Стихи у нас на заказ не писались. Но, частенько, после вечера они рождались сами. Я помню с какой радостью мы принимали певцов из ГДК Лидию Скибу и Анатолия Боброва. И у Иры сразу родилось стихотворенье «Співак», посвященное А.Боброву. «Співак співав сумні і жартівливі

Із болю й сонця створені пісні,

А ми, тамуючи свій подих, пливли

В тім морі музики: у Вирію жили.

27

Бог дарував народу душу – пісню,

Якою повниться і славиться земля,

Земля прекрасна й щедра – українська.

Співак співає, а ти чуєш, що твоя.

Твоя це доля і твоя недоля,

Твоє кохання і твій вічний Сум.

Співайте ж довго, як то Божа воля,

Народжуючи зливу добрих дум».

Первые годы жизни в Израиле она безумно тосковала по родным местам, но понимая безвозвратность своей прошлой

жизни, изучала иврит и, в конечном итоге, стала писать стихи еще и на иврите. В 2008 г. там у нее вышел сборник стихов, украинских стихов и стихов на иврите «Душа жіноча сяє» (2008г.)

«В Ізраїлі лелеки не літають,

Пісень розлогих люди не співають.

І серед статків, зручностей та герцю

Від вибухів розколюється серце».

* * *

«Хвилює й пеститься ласкаве море,

І трави пахощі розточують в дивах,

І кипарис на обрії – тополя,

Хоч зорі сяють не Дніпрові в небесах».

В нашем городе Ирину знают многие, как библиотекаря, как преподавателя украинского языка и литературы в СШ № 9. Ее помнят и любят ученики.

«И в сердце каждого останусь я частицей,

И низкий голос мой кому-нибудь приснится.

Пока звучит Прекрасного струна,

Я – с вами, я – жива, я – не одна.»

И.Агапитова (Шварцберг) – член союза украинских писателей Израиля и Тель-Авивского литературного объединения. Лауреат премии им. Ивана Кошеливца–2011г.. за сборник «Поезії».

28

Как победитель литературного конкурса, она получила возможность издать большую книгу стихов в 2008 г. «Львиная долюшка» (по знаку Зодиака Ирина – львица). В этой книжке – избранное, которое она сама строго отбирала из своего богатого собрания собственных стихов на трех языках. Книга иллюстрирована рисунками никопольских художников Т.Леоновой и В.Н.Хоменко, которому посвящен целый цикл стихотворений. Многие стихи раскрывают ее жизненное кредо. Например, такие строки:

«Категория совести обязательна

Для тех, кто считает себя людьми.

Усилием разума очень внимательно

В зеркало совести посмотри.

Не будем судимы, коль не осудим.

Пусть совесть велением каждого будет.

Совесть, порядочность, участье –

Корни, питающие счастье».

Из последних встреч в клубе «Книголюб» запомнился в 2003 году вечер «Какая музыка в словах…» Так мы назвали творческий дебют Виталия Валсамаки в нашем клубе. Получился праздник души под музыку Вивальди с просмотром фотографий с картин Виталия Дмитриевича. Читал стихи сам поэт и его близкие друзья.

. В теплой непринужденной обстановке за чашкой чая 15 августа 2000г. прошла встреча с делегацией гостей из американского города Толидо. Они присутствовали на презентации альманаха «Геликон». Особенно хорошо принимали стихи Лены Ткач, которые она прочитала на английском языке. С восторгом фотографировались у фигур А.Розенбаума, М.Шафутинского, изготовленных Владимиром Левитом. Ну а фигура их президента была для них самой интересной. Их руководитель Билл Хомка корреспондентам городских газет сказал: «Здесь живет душа Украины». Думается, что это высшая оценка нашему клубу. Все были довольны – и гости, и хозяева «Знай наших!» - подвел итог вечера наш постоянный, несменяемый председатель

29

«Книголюба» Вячеслав Семенович Олейник. Сам он, увлеченный не только собирательством редких книг, но и искусством корнепластики и живописью, редко показывал свои работы. В основном, своей функцией считал организационную и информационную работу. Но при этом наш Славик был незаменим, когда разгорались споры. Он всегда вовремя высказывал соломоново решение: «И ты прав, и ты прав». Спорщики разбегались без обид. С нами он был даже тогда, когда клуб стал «квартирником» (собирались на квартирах Душаковой, Андреенко, Архиповой ). 25-летие отметили в кафе и так закрыли навсегда литературную страницу «Книголюба».

Я умышленно оставила имя этого человека завершающим историю клуба «Книголюб». Он своей персоной заслуживает целого повествования, честное слово. Кстати о нем, как о целителе, была написана книга Ю.Багрядцева «Феномены среди нас», она издавалась и переиздавалась. Григорий Фудим – коренной киевлянин. Стихи писал всю свою сознательную жизнь с детства. В 1974 г. был одним из руководителей литобъединения «Томь», редактором университетского пресс-центра Томского университета, где он закончил историко-философский факультет в 1980 г. В 1981 г. проживал в Никополе и сразу вступил в литобъединение «Гренада». Атмосфера тогдашней «Гренады» не устраивала Григория и он с друзьями создал свой клуб «Пегас». Его историю я описывала раньше. В «Книголюб» его привела Татьяна Перкас, с которой в дуэте они провели немало вечеров, организовали веселый «капустник», когда стихи, эпиграммы, экспромты писались на листках капусты и вообще на чем попало, что было под рукой. В «Книголюбе» он состоял постоянным активным членом 20 лет. Именно с его появлением в клубе появилась целая группа интересных творческих личностей, пишущих стихи и прозу. Как победителя конкурса молодых поэтов Днепропетровщины Гришу Фудима в 1986 г. зачислили в бригаду агитпоезда, организованную комсомолом нашего края.С ним он побывал на Донбассе и в Харьковской области. Приехал с массой впечатлений и разразился стихами и сказками для взрослых.

30

В 1990 г. было решено сделать его творческий вечер в малом зале ДК ЮТЗ. Мы подготовили пригласительные билеты, остерегаясь того, что желающих будет больше, чем вмещает зал. Продумали буквально все до мелочей, т.к. таких вечеров одного самодеятельного поэта в городе тогда еще не проводили. Но…

Буквально накануне, из горкома партии пришла «вказівка» ни в коем случае не допускать такого выступления на сцене ДК. Наше удивление такому строгому запрещению не имело границ. Пришлось долго выслушивать и убеждать А.Н.Рекова в том, что все будет сделано благоразумно и лояльно по отношению к властям. Мы втроем: В.С.Бородин – директор ДК и я поклялись своими партбилетами, а самым главным заложником стал А.А.Кушнирук, тогда депутат горсовета. Вот так, втроем мы сели в первом ряду и я (из-под тишка), показав кулак Грише Фудиму, вышла на сцену открывать вечер поэзии. Все прошло просто замечательно. Гриша получил свои заслуженные аплодисменты и цветы. Кто-то принес торт и мы все двинулись ко мне на квартиру поздравлять Гришу. Читали стихи, пели песни и здесь мне довелось познакомиться с интересным никопольским бардом Владимиром Кием. Помню, что его песня «Колея» стала в нашем клубе любимой. Как только он появлялся с гитарой, всегда просили ее спеть. Еще одним парнем с гитарой был Марат Шакиров. Он написал несколько песен на слова Г.Фудима. Особенно запомнилась – о чиновниках.

Стихи из Г.Фудима «выскакивали» сами и по любому поводу. В тетрадках, на листочках, на салфетках, на всем, на чем можно было чем-то писать. Но если он писал всерьез, то и работал над стихом очень серьезно, переделывая и шлифуя строчки. Поэзия Григория отличается и построением стиха, и философским содержанием. Он пишет эзотерические, мистические стихи, заговоры, но у него, наряду с этим, есть прекрасная лирика и очень хлесткая сатира.

Возвращение Григория Львовича в родной город Киев, о котором он всегда помнил и тосковал не прервал его дружбы

31

с «Книголюбом». За его средства были выпущены три альманаха «Геликон» в 1999г., 2002г., 2004г.

При его материальной поддержке был издан сборник стихов Владимира Пастушенко. В краеведческий музей за его средства приобрели витрины для литературной гостинной, где хранятся материалы об истории литературного Никополя. За эти годы он выдал большое количество книг: не только поэтических сборников и прозы, но и книг по вопросам целительства, эзотерических знаний и казацкого характерничества. Его библиография насчитывает 20 книг. Уже многие книги выдержали не одно переиздание. Так что, как поэт и писатель, он вполне состоялся. У него есть книги, которые хранятся в библиотеке Конгресса США: «Биогенная энергетика человека», «Союз камня и человека». Одна из последних его книг «Казацкая медицина и характерничество» привлекла внимание тех, кто интересуется таким самобытным явлением в истории Украины, как запорожское казачество.

Григория Фудима в городе знали все: дети, как учителя истории в СШ № 15 и 20 . Молодежь – как поэта и активиста всех общественных движений, а старшее поколение – как заметную фигуру в политической жизни города. Он – один из тех, кто водрузил первый украинский «жовто-блакитний» флаг вместо красного стяга. Правда, это стало причиной его несчастья: Григория так избили, что он потерял зрение. Необходимость лечения и операций возвратила его в Киев. Он открыл медицинский центр народного целительства «Мандрагора» и стал помогать людям уникальными методиками своей бабушки, известной в городе травнице и народной целительнице. Много и упорно учился, совершенствовался. И вот при такой нагрузке и слепоте, Григорий Львович продолжал свое поэтическое творчество. Вышло три книги его стихов:«Подарила мне судьба»,«Роман мелодии» (2002г.),«Разговор наедине» (2010г.) Полистаем?..

32

«Из памяти Голгофа. Крест

И время сжалось,

Как будто голову – под пресс,

И слов усталость.

Для воскресения и мир

Свят без минуты,

Застыл повешенный сатир

Монетой гнутой.

На раскаленный речью шар

Орда помчалась,

Разбился о Землю пожар –

Ничто осталось».

Чувствуете, строгий рубленый ритм стиха? А вот другой:

«Воображению огня, его упругим перекатам

Воображению огня, его рассветам и закатам,

Воображению огня – холодному первоначалу,

Воображению огня – любви, набегу и оплаву

Скажи спасибо!»

Этот заговор на огонь читается Г.Фудимом нараспев, как было принято в «серебряном веке». Иначе его и не прочитаешь. У Григория Львовича, в основном, философская поэзия, но среди всех «умных» стихов, вдруг прорываются и такие:

«Я прихожу к тебе отмолчаться

Своей бедой, своей бедой.

Но может статься, да, может статься,

Что прихожу к тебе чужой.

Я прихожу к тебе отсидеться

От старых бед, от новых бед.

И, может быть, подскажет сердце

Ты – ожидание побед.

Я прихожу к тебе, единственной.

Другой, наверно, не сыскать.

И только след руки таинственной

Мне будет прошлое напоминать.»

33

Проблемы политические занимают довольно большое место в его поэтическом творчестве. «Я расскажу вам страшную повесть:

В одном государстве – талоны на совесть,

Талоны на свет и талоны на мрак,

Бесплатно берите – предательство, страх.

И луч, когда проникал в этот мрак,

Талоном молчания стыл на губах.

Закончу, боюсь продолжать эту повесть

Старинную повесть, забытую повесть».

Лирические стихи Григория Фудима так проникнуты интимным настроением, что кажется, что заглянул случайно в самую глубину души человека.

«Как тяжело, когда поля

Души засеяны плевелой,

Ночь приходит птицей белой

И чернотой чертит заря.

Как тяжело, когда меня

Судит твое непониманье,

Очерченное расстоянье,

Где четко – ты, и четко – я.

Как тяжело, когда петля

Затягивает недоверьем,

Твои гаданья и поверья,

Мои стихи, мои дела.

Но есть соединенье круга,

Где я и ты – два добрых друга.

Вот это стихотворение написано у меня в рабочем кабинете, где стол стоял просто напротив окна. Падал первый снег. Как сегодня легко,

Одуванчики снега

Опускаются вниз,

Будто ищут разбега.

Опускаются вниз,

Вальсом кружат поляны,

34

Словно тысячи лиц

Заглянули в окно к нам.

И становится в городе

Одуванно-бело,

Словно заново молодость

Из весны намело.

Иронические стихи в творчестве Г.Фудима занимают особое место. Они, чаще всего короткие, поэтому легко запоминаются.

«Поверьте, нет плохих народов, Но в гроздьях сладких есть уроды»

***

Проклиная и жалея,

Мир прожил, браня евреев.

Если б он их не бранил,

Неизвестно как бы жил.

***

Депутат – слуга народа

Нам твердили год от года.

Где же видно, чтоб слуга

Лучше жил, чем господа?

*** «Лень - обратная сторона труда. Мудрость – обратная сторона глупости. Видимо, мы пришли сюда, Чтобы испытать жизненные трудности»

***

Народу нашему не повезло –

Был избран президент назло.

***

35

Ще не вмерла Україна,

Ще не все покрали.

На її на добру долю

Держструктури впали.

Кожен тягне до комори,

Правди ніде діти,

України гірке горе –

Її рідні діти.

Поверьте, что трудней всего говорить и писать о Григории Львовиче. Это такая многогранная и неоднозначная личность, что просто все слова о нем кажутся недостаточно точными, чтобы рассказать об огромности этого талантливого человека. И осознание этого пришло только по прошествии многих лет. И мне кажется, он еще не достаточно оценен временем.

Альманах «Геликон», один из выпусков которого был отдан молодежи, пришедшей в наш клуб в 2000 году, стал названием нового литобъединения. В «Геликоне» появилось множество молодых людей. Мы смотрели на них и вспоминали стихи В.Федорова:

«Конечно, задорные это ребята,

А впрочем, по множеству признаков, судя,

Мы сами такими же были когда-то,-

И нас не смирение вывело в люди»

Начали с того, что помогли подготовить тематические вечера о В.Цое,И.Талькове и группе «Битлз». Когда библиотека была закрыта решением горисполкома, то ребята перекочевали в краеведческий музей. Со временем они решили попробовать сами создать свой клуб. Назвали его «Тихий омут». Самиздатом готовили свои альманахи. Надо отдать должное их неформальному лидеру Олегу Полозенко. Он, как умел, их организовывал и получилось, что в альманахе «Геликон-3» удалось собрать действительно талантливых молодых авторов: Андрея Руденко, Катерину Рязанову, Константина Лисового, Таню Леонову, Наташу Салоедову, Василия Архипова, Машу Агапитову. Среди них особенно выделялся Дима Боханьков и Тарас Дудник.

36

Тарас Дудник – художник, бард, поэт и прозаик. Одаренный человек, Тарас вполне понимает, что кому много дано – с того много спросится,и в его прозе много ставится проблем, кото-рые человечество должно решать. И поэт он замечательный.

«Если мир рисуешь всуе –

Получаешь суету.

Я другое нарисую –

Свою светлую мечту.

Я придам ей краски Неба,

Краски Солнца и Земли –

Вот душевных красок мне бы,

Чтоб понять меня могли…»

«Жизнь – репетиция бессмертья:

В чей образ вольный Дух войдет,

Там Бог, ценя твое усердье,

Тебя сквозь вечность поведет». Мы все так восхищались стихами Димы Боханькова, что решили показать его стихи И.И.Ляпину в надежде, что наставит молодого и безусловно, талантливого на путь к большой литературе. Да, Игорь Иванович отметил, что Дима одарен, как поэт, побеседовал с ним, но ничего конкретного не сделал. Впрочем, так было – во все времена. История с Георгием Герасименко и Верой Бард повторилась с Димой. Жаль, таланту надо помогать.

«Мои стихи – крик пламенной души,

В них боль, любовь, тоска перемешались.

Словесные простые витражи –

Все, что мою судьбу отображает.»

«Снова вечер в мерцании звездном

Зажигает огни фонарей,

Парком осень идет осторожно,

Словно чья-то незримая тень.

Красит листья на хмурых каштанах

В желтый цвет, выражающей грусть.

И темнеет вода, замирая,

В небольшом и спокойном пруду.»

37

Хочется вспомнить еще одного молодого человека, который живет и работает в нашем городе. Это Александр Моисеенко. Болезнь с детства приковала его к инвалидной коляске. Героическими усилиями его мамы, Саша жил полноценной духовной жизнью. Она поехала с ним в Питер, чтобы он мог своими глазами увидеть творения великих архитекторов, о которых он с упоением читал. Она помогала ему издать книжечку стихов, когда он увлекся поэзией. И это при том, что в силу заболевания, он сам не может провести даже прямой линии на бумаге. Он закончил духовную академию, печатается в газете. Интересуется всем, что происходит в стране и в мире. Умница и очень позитивный человек, его жизненное кредо - «не быть пустоцветом, а быть полезным людям».

«Сплять скіфські кургани край чистого поля,

Орел сизокрилий літа над Дніпром,

І вся наша доля, великая доля,

Тече, наче річка між злом і добром»…

« Спасибі тобі, моя матінка мила,

За лагідне слово, за щирість душі,

За те, що колись ти мене народила,

Що тихо молилась за мене вночі».

Из девушек хочется отметить Катю Рязанову. У нее много лирических стихов, стихов-размышлений.

«Ночная площадь залита огнем.

Кругом пустынно. Только образ тени,

Стоящей перед плахой с топором,

И горький запах дыма и сирени.

Сосновый столб пронзает небеса,

Безмолвно умоляя о спасении.

Рыдает он. Янтарная слеза

С усталостью ложится на колени

А я стою одна среди огней.

Не плачу, не кричу, а наблюдаю,

Как тень твоя заботливо углей

В прожорливое пламя добавляет».

38

У Натальи Салоедовой, наряду с женскими стихами о любви, есть и такие: «Жестоко время унесет года,

Одна лишь память с нами навсегда

Понять, чтобы простить грехи другим,

Дано лишь сильным духом, только им.

Не надо слов в беседе, только взгляды

Проникнут в душу, страждущую рядом.

Лишь мысль животворящая одна

Искрящихся добром надежд полна».

***

«Сказочная быль –

Звездопада путь.

Странствия души

И бессмертья суть.

Ветер в поднебесье –

Лучшие мечты.

Розы - след пурпурный

Огненной любви».

У Марины Мищенко , девушки красивой и умной, стихи особенные:

«Стану ведьмою, как Маргарита:

Дерзкой, смелой, свободной и злой.

Надоело мне быть яснолицей,

Не хочу больше быть я святой.

Я спляшу свой последний танец

На руинах этой земли:

Эра пепла тогда настанет,

Эра холода, эра мглы». И о других молодых авторах «Геликона» можно сказать много хорошего, и вполне заслужено.Вообще-то, если вспомнить, то в городе было много клубов по интересам. В магазине «Світ» был литературный клуб. Был клуб «Ветеран», где заслужено блистала Алиса Кисель. У нее, кстати, у первой из самодеятельных поэтов был издан сборничек стихов (в основном гражданской лирики): «Окрыленное сердце» (1995г.)

39

При ЦБС работал клуб «Зеленая лампа». На встречи со старшеклассниками школ приглашались поэты, писатели, известные люди. Я не могу подробней рассказать о нем, т.к. никогда не присутствовала на их встречах.

В 2000 г. при хаседе, созданном А.И.Фельдманом, работал клуб любителей литературы, где вела программы удивительная женщина и учитель «изящной словесности», Раиса Евсеевна Скорина. Мы помогали ей подготовить к печати сборник стихов и прозы еврейских поэтов-земляков. Название его «Ностальгия» иногда вызывало вопросы. Но в списке авторов больше половины - уехавшие в Израиль никопольчане. Остальные - тоже имеют причины испытывать ностальгию – кто по молодости, кто по стране, в которой прошла их жизнь, кто по друзьям, ушедшим в мир иной, по тем, о ком болит сердце и держит в прошлом память.

Я порадовалась, что Георгий Герасименко отважился возглавить новую литстудию в нашем городе. Теперь больше возможностей печататься, а с таким опытным и талантливым руководителем, есть надежда, что новая студия будет отличаться плодовитостью молодых авторов и долгожительством, умением дружить, любить и трудиться на литературной ниве.

4 октября 2000 г. на Киевском радио в исполнении профессиональных чтецов звучали стихи никопольских поэтов: А.Кушнирука, М.Чернецкого, Е.Ткач и др. Хочется надеяться, что газеты и каналы TV откроют литературные страницы молодых талантов для своих читателей, уставших от мрачных новостей и споров политиков.

Хорошо, когда есть очаги культуры, при которых собираются творческие люди.Такими очагами культуры Никопольского южнотрубного завода были и газета «Трубник», и Дворец Культуры, и библиотека Профкома . Профессиональные работники этих учреждений многое сделали для творческого роста молодых поэтов города. Но самым главным было их лепта в создании уюта и доброжелательной атмосферы участникам встреч.

40

Мне приятно отметить, что коллектив библиотеки Профкома ЮТЗ был на высоте и заслуживает всяческих похвал. Об этом помнят литстудийцы разных времен и читатели библиотеки.

Коллектив библиотеки ДК ЮТЗ 1990-е годы.

Надеюсь на то, что если я о ком-то забыла или не знала, то это не вызовет обиды.Я рассказала о тех кого лично знала, с кем вместе работала. Невозможно рассказать обо всех достойных талантах нашей никопольской земли. А сколько у нас на полках стоит книг наших земляков, которые не входили ни в какие клубы и литобъединения! О них, видимо, еще напишут другие люди.

Прав был великий В.Шекспир:

«Пусть опрокинет статуи война,

Мятеж развеет каменщиков труд,

Но врезанные в память письмена

Бегущие столетья не сотрут».

41

Додаткова інформація:

 

1. Бі́́́́ба Петро́́ Мики́́тович - (нар.1 липня 1913, Новомиргород — † 2002), український поет, 1948 — член спілки письменників України, заслужений працівник культури УРСР. Нагороджений орденами Вітчизняної війни І ступеня, Трудового Червоного Прапора, «Знак Пошани», медалями, Почесною грамотою Президії Верховної Ради УРСР.

 

2. Компанієць Лідія Олександрівна - (12 березня 1914, с. Новогригорівка (нині Григорівка), Пологівський район, Запорізька область — 30грудня 2003, Київ, Україна) українська письменниця, поетеса, сценаристка. Член Національної спілки письменників України. Автор багатьох збірок віршів для дітей і дорослих, сценаріїв художніх фільмів: «Доля Марини» (1953), «Коли співають солов'ї» (1956), «Літа дівочі» (1961), знятих на Київській кіностудії ім. О. П. Довженка. Нагороджена медалями, Почесною Грамотою Президії Верховної Ради України.

 

3.Барвінок Інна Григорівна - (нар.1930,с. Леонтіївка Нововоронцовський район, Херсонська область — 1992, м. Київ) — український журналіст, заслужений працівник культури України. З листопада 1970 по грудень 1975 — головний редактор «Зорі», у 1976–1988 головний редактор республіканської газети «Культура і життя». У 1960 нагороджена орденом «Знак Пошани».

 

4.Ярмиш Ю́́рій Феодо́́сійович - (нар.25травня 1935, Кам'янське —23 жовтня 2013) — український письменник, майстер авторської казки. Професор кафедри періодичної преси Інституту журналістики Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Кандидат філологічних наук. У 1963 році Юрія Ярмиша прийняли до Спілки письменників України. Доробок письменника налічує понад 60 книжок казок, притч, байок, серед яких: «Чудесні моря», «Казка стукає у двері», «Живі малюнки», «Маленькі казки», «Чарівні струмки», «Цікавий промінець», «Лебедина казка», «Капітанова », «Золотий кораблик», «Два майстри», «Чарівними стежками», «Весела мандрівка», «Живі малюнки», «Великий мисливець», «Чарівні ліки», «Лісові балакуни», «Їжачок і Соловейко», «Солодкий Марципан» та інші. Книжки письменника перекладено п'ятнадцятьма мовами, зокрема англійською, болгарською, німецькою, французькою, іспанською. Літературна творчість Юрія Ярмиша відзначена багатьма літературними преміями: премією журналу «Перець» (1970), медаллю А. С. Макаренка (1972), республіканською літературною премією імені М. Островського (1974, за книжки «Золотий кораблик», «Сонечко», «Вовчі окуляри»), Почесною грамотою Президії Верховної Ради УРСР (1985), літературною премією ім. Ю. Яновського (2001, за цикл новел-фантазій), премією Кабінету Міністрів України імені Лесі Українки за літературно-мистецькі твори для дітей та юнацтва (2006).

 

5.Прокопчу́к Станісла́в Фе́дорович - (нар. 12 червня 1943, c. Дніпровка Кам'янсько-Дніпровського району Запорізької області) — український журналіст. Заслужений журналіст України. Член Національної спілки журналістів України. Працював у газетах . Орден «За заслуги» III ступеня (2003),Почесне звання «Заслужений журналіст УРСР» (1989), Почесна грамота Кабінету Міністрів України (2003),Почесна грамота Президії Верховної Ради УРСР (1981),Почесна відзнака МНС України (2006),Відзнака Спілки журналістів України «Золоте перо»,Золота медаль Спілки журналістів СРСР — «за мужність і майстерність у висвітленні подій, пов'язаних з ліквідацією аварії на ЧАЕС» (липень 1986)

 

6. Тарасов Валерій Дмитрович - (нар.22 квітня 1940, Чемеринське, Софіївський район, Дніпропетровська область — 1 березня 2013, Феодосія, АР Крим) — український письменник, прозаїк, публіцист. Член Національної Спілки письменників України, заступник голови ревізійної комісії НСПУ.

 

7.Гера́симов Ві́ктор Володи́мирович - (нар. 13 листопада 1941, м. Нікополь Дніпропетровської області) — український поет-пісняр. Заслужений діяч мистецтв України, завідувач редакції розважальних програм Національної радіокомпанії України, президент творчої спілки «Асоціація діячів естрадного мистецтва України», віце-президент Міжнародного союзу діячів естрадного мистецтва, лауреат мистецьких премій ім. С. Гулака-Артемовського, А. Малишка, член Національного музичного комітету України. Очолює Агентство охорони прав виконавців

 

8.Шаройко Василь Никифорович - (1 травня 1929, село Андрійковичі Стародубський повіт Брянської губернії (в даний час — Погарського району Брянської області — 14 грудня 2019). Український поет, член Національної спілки письменників України (1984). Педагог. Автор 34 книжок гумористичних і сатиричних віршів для дітей та дорослих.

 

9.Ля́пін Ігор Іва́нович - (нар.10 жовтня 1941, Каменськ-Уральський — 2 червня 2005, Москва) поет. Член Спілки письменників СРСР (1974).Автор двадцяти двох поетичних книг[1], багаточисленних журнальних публікацій. Член-кореспондент Міжнародної слов`янської академії наук, культури, мистецтва та освіти.Лауреат премії Ленінського Комсомолу — за книгу віршів «Не в чистом поле» и поему «Линия судьбы» (1982), Лауреат Міжнародної літературної премії імені М. О. Шолохова,нагороджений орденом Дружби народів.

 

10.Косе́нко Петро́ Дми́трович - (18 червня 1922 — 2 березня 2012) — поет, ретушер, художник. Активний учасник громадського життя української діаспори. Друкувався в періодичній пресі США, Канади та Європи. Писав поезії, гуморески, репортажі. Друкувався в українській періодичній пресі США, Канади та Європи. Автор зб. сонетів «Пізні грона» (Едмонтон, 1989), кн. «Любов і туга, туга і любов» (1992), «Трунок Євшану» (1995), «Сонети» (1999; усі – Київ).

Коллектив библиотеки ДК ЮТЗ 1990-е годы.

Слева направо: Верхний ряд: Елена Русаненко,

Надежда Ткач, Яна Голубцова,  Екатерина Гулевич, Любовь Яброва.

Нижний ряд: Ольга Голубцова, Лариса Архипова, Татьяна Тарасенко, Людмила Кравец.